The Russian practice of Berwin Leighton Paisner
(BLP), an award-winning international law firm
Stay in touch on:

Новости

27 июня 2016 Brexit. Главные вопросы и ответы

Информацинное письмо № 562

По результатам проведенного в Великобритании референдума о выходе из Европейского союза («ЕС») мы подготовили ответы на ряд основных вопросов, возникающих в связи с этим историческим решением. 

В: Что это означает в ближайшей перспективе с юридической точки зрения?

О:

  • Принятое на референдуме решение носит исключительно рекомендательный характер. Технически оно не является юридически обязательным, хотя сомнений в том, что оно будет исполнено правительством, нет. 
  • Правительство (а не парламент, как сообщалось в некоторых публикациях) должно воспользоваться положениями Статьи 50 Договора о ЕС и направить уведомление о выходе из состава ЕС. 
  • Нет единого мнения о том, когда начнется реализация положений Статьи 50; в ближайшие дни этот вопрос должен проясниться. Их немедленная реализация не требуется. Высказывались предположения о том, что правительство дождется результатов выборов во Франции (и, может быть, даже в ФРГ), назначенных на следующий год. На действия правительства также может повлиять возможное проведение второго референдума о независимости в Шотландии и дата, на которую он будет назначен.
  • Дэвид Кэмерон уже объявил о своем намерении уйти в отставку. Новый лидер, который предположительно вступит в должность до проведения октябрьской конференции Консервативной партии, продолжит начатые Великобританией переговоры. Общий подход к ведению переговоров будет зависеть от личности нового главы правительства. 
  • Как только будут инициированы процедуры, предусмотренные Статьей 50, нас ожидает переговорный процесс продолжительностью два года. Срок переговоров может быть продлен, но только при единогласном одобрении всех 27 государств-членов ЕС. Если соглашение не будет достигнуто и срок переговоров не будет продлен, все Договоры и Регламенты ЕС перестанут применяться к Соединенному Королевству по окончании этого двухлетнего срока. 
  • Соглашение, достигнутое с остальными государствами-членами ЕС, должно быть утверждено квалифицированным большинством этих государств (согласно процедуре пропорционального голосования).
  • После этого британский парламент должен будет аннулировать Акт о Европейских сообществах 1972 года (European Communities Act 1972). Ключевым вопросом является то, как парламент поступит с тысячами актов делегированного законодательства, принятых на основании этого Акта (т.е. нормативных актов, реализующих Директивы ЕС). В отсутствие прямого положения о их сохранении они будут отменены в момент аннулирования Акта. 

В: Продолжают ли действовать текущие правила ЕС?

О: Теоретически – да. До тех пор, пока не будет достигнуто соглашение с Европейским советом в соответствии со Статьей 50, Великобритания остается членом ЕС и связана положениями Договоров и иного законодательства ЕС (например, Регламентов, Директив ЕС).

На практике – возможно. Опять же, это зависит от правительства. В своем манифесте Brexit Manifesto движение за выход Великобритании из европейского блока Vote Leave предложило принять ряд законодательных мер для действенного прекращения применения всех законов ЕС. Манифест требует принятия:

  • Законопроекта об аннулировании Акта о Европейских сообществах 1972 года (в результате которого Договоры ЕС перестанут составлять часть нормативно-правовой базы Соединенного Королевства с прекращением юрисдикции Европейского суда в отношении страны);
  • Законопроекта о чрезвычайных нормах права Европейского союза (для ограничения контроля Европейского суда над национальной безопасностью Великобритании);
  • специального Законопроекта о финансах (для отмены 5-процентной ставки НДС при оплате электроэнергии физическими лицами);
  • Законопроекта о национальной системе здравоохранения (целевых объемах финансирования) (в результате которого к 2020 году здравоохранение страны будет еженедельно получать 100 млн фунтов стерлингов дополнительного финансирования);
  • Законопроекта о предоставлении убежища и контроле иммиграции (чтобы к 2020 году прекратить автоматическое предоставление гражданам ЕС права на свободный въезд в Великобританию); и
  • Законопроекта о свободной торговле (для возврата Соединенному Королевству контроля над политикой в области торговли).

В: Что будет, если некоторые или все законы ЕС прекратят свое действие одномоментно?

О: В двух словах, мы окажемся в крайне сложном правовом положении. Пока не будет достигнуто соглашение в соответствии со Статьей 50, Великобритания не имеет юридического права прекращать применение законов ЕС. При принятии правительством законодательных актов, противоречащих нормам права ЕС, возникла бы путаница в отношении того, какие нормы применять. 

Ситуация, при которой Европейская комиссия подает иск против Соединенного Королевства в связи с нарушением положений Договора о ЕС, на практике маловероятна. Тем не менее некоторые права ЕС потенциально могли бы быть осуществлены через суды в принудительном порядке в отношении коммерческих предприятий, даже при наличии противоречащего национального законодательства. 

В: Будут ли реализованы нормы ЕС, которые еще только ожидают вступления в силу?

О: Технически Великобритания все равно обязана имплементировать новое законодательство ЕС. Однако сторонники выхода из ЕС прямо заявляют об отсутствии намерения внедрять новые правила ЕС. Это повлияет на различные законодательные акты, затрагивающие интересы наших клиентов, в том числе на Директиву «О рынках финансовых инструментов» (MiFID II) и Регламент ЕС о защите данных. 

В: Что можно предпринять уже сегодня?

О: Очень важно оценить потенциальное правовые и экономические последствия выхода Великобритании из ЕС для вашего бизнеса. Эксперты, работающие в различных офисах нашей фирмы, помогут вам понять, какие нормы ЕС затрагивают конкретно ваш бизнес и какими будут потенциальные последствия их изменения.

Мы поможем вам повлиять на переговорный процесс с целью защиты интересов вашего бизнеса. Наша фирма имеет богатый опыт успешного влияния на процесс принятия законодательных актов ЕС в интересах клиентов. Кроме того, для оказания влияния на принимаемые законодателем решения мы имеем возможность воспользоваться обширнейшим опытом нашего юриста Даниеля Гринберга (Daniel Greenberg), который в течение многих лет консультирует британский парламент по вопросам права. 

В: Что будет представлять собой Великобритания, находясь вне ЕС?

О: В рамках кампании, связанной с референдумом, это был один из основных вопросов, по которым не было ясности. Обсуждаются все возможные варианты нашего дальнейшего развития, на одном из которых мы в итоге можем остановиться, включая швейцарскую, норвежскую, турецкую и канадскую модели или модель ВТО. Если абстрагироваться от этих рассуждений, у нас будет много возможностей попытаться повлиять на окончательное соглашение, и мы располагаем всем необходимым для того, чтобы оказать вам в этом содействие. 

ПЕРЕЙТИ НА АНГЛИЙСКУЮ ВЕРСИЮ >



печать email
Поделиться:
к списку >
Отправить сообщение
Ксения Соболева
Руководитель направления по PR и коммуникациям
+7 (495) 287-4444
Найти мероприятия
Тип выбрать
Специализация выбрать
Отрасль выбрать
Юрист выбрать
Период
© 2009-2017 Юридическая фирма Гольцблат БЛП ЛЛП входит в Группу Бервин Лейтон Пейзнер (БЛП) и является партнерством с ограниченной ответственностью, зарегистрированным в Англии и Уэльсе (Великобритания) (регистрационный номер ОС340589) по адресу: Эдилэйд Хаус, Лондон Бридж, Лондон ЕС4R 9HA, Великобритания Winner - International Law Firm of the Year legal500 top ranked
BLP
This site uses cookies to help us make it more useful for visitors. Our privacy policy explains what they are and how we use them. Please can we have your consent to use then? Yes No

Все поля обязательны

CAPTCHA