The Russian practice of Berwin Leighton Paisner
(BLP), an award-winning international law firm
Stay in touch on:

Новости

15 августа 2017 Изменение правил осуществления иностранных инвестиций в Российской Федерации

Информационное письмо № 608

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает, что в июле 2017 года были внесены изменения в правила осуществления иностранных инвестиций, в том числе, в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства (далее – «Стратегические общества»).

Поправки были внесены двумя федеральными законами:

1. Федеральным законом от 01.07.2017 № 155-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"» (далее – «Закон о стратегических инвестициях») (далее – «Антиофшорный закон»). Указанный закон вступил в силу 1 июля 2017 г.

2. Федеральным законом от 18.07.2017 № 165-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"» (далее – «Закон № 165»). Указанный закон вступил в силу 30 июля 2017 г.

Антиофшорный закон

Данным законом введены существенные дополнительные ограничения для иностранных инвесторов, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях. В частности, запрет на приобретение контроля в отношении Стратегического общества, ранее существовавший только для иностранных государств, международных организаций, а также находящихся под их контролем организаций (ч. 2 ст. 2 Закона о стратегических инвестициях), теперь также распространяется на офшорные компании. Иными словами, офшорной компании и (или) подконтрольной ей организации по общему правилу запрещается устанавливать контроль в отношении Стратегических обществ.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о стратегических инвестициях офшорной компанией признается юридическое лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)1.

Также к офшорной компании и (или) находящимся под ее контролем организациям, применяются пониженные пороги, установленные для иностранных государств и международных организаций для совершения сделок в отношении Стратегических обществ. Это означает, что офшорная компания должна получить предварительное согласие Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее – Правительственная комиссия) на совершение следующих сделок (действий):

1. Приобретение прямо или косвенно более 25 % голосующих акций / долей в Стратегическом обществе или получение иной возможности блокировать решения органов управления такого общества.

2. Приобретение права прямо или косвенно распоряжаться более чем 5 % голосующих акций / долей в Стратегическом обществе, осуществляющем пользование участком недр федерального значения.

Изменение отдельных правил инвестирования

Закон № 165 направлен на изменение отдельных положений, регулирующих осуществление иностранных инвестиций, в том числе в Стратегические общества. Стоит подчеркнуть, что данный закон вносит изменения не только в Закон о стратегических инвестициях, но и в Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Закон об иностранных инвестициях).

Среди наиболее важных изменений мы хотели бы отметить следующие:

1. По решению председателя Правительственной комиссии любая сделка иностранного инвестора в отношении российского хозяйственного общества подлежит согласованию с Правительственной комиссией в порядке, предусмотренном Законом о стратегических инвестициях (ч. 5 ст. 6 Закона об иностранных инвестициях). При этом указанная ссылка на порядок, предусмотренный Законом о стратегических инвестициях, фактически означает лишь ссылку на процедуру согласования и не касается, например, субъектного состава соответствующей сделки. Это означает, что соответствующее решение председателя Правительственной комиссии может быть принято даже в том случае, если российское общество не является Стратегическим. В пользу такого толкования говорит тот факт, что данная норма была включена именно в Закон об иностранных инвестициях, а не в Закон о стратегических инвестициях.

В случае принятия соответствующего решения председателем Правительственной комиссии, ФАС России информирует иностранного инвестора о необходимости согласования сделки. Нарушение иностранным инвестором обязанности по согласованию сделки влечет за собой последствия, установленные ст. 15 Закона о стратегических инвестициях, то есть аналогичные применяемым в отношении сделок с акциями / долями / имуществом Стратегических обществ (в частности, ничтожность сделки).

2. Правительственная комиссия получила право определять иные обязательства (помимо прямо указанных в ст. 12 Закона о стратегических инвестициях), которые возлагаются на иностранного инвестора, совершающего сделку в отношении Стратегического общества. Напоминаем, что ранее данная возможность была ограниченной, так как перечень соответствующих обязательств являлся закрытым.

3. К перечню стратегических видов деятельности отнесены некоторые виды деятельности, касающиеся обработки ядерных и радиоактивных материалов, использования атомной энергии в оборонных целях. Также к стратегическим видам деятельности отнесена деятельность операторов электронных площадок, на которых проводятся закупки для государственных и муниципальных нужд.

4. Дополнены требования к бизнес-плану Стратегического общества, который представляется иностранным инвестором для целей предварительного согласования сделки. Помимо положений, касающихся непосредственно стратегического вида деятельности, в бизнес-план должны быть включены положения в отношении иных видов деятельности, осуществляемых Стратегическим обществом.

5. Непредставление иностранным инвестором уведомления о приобретении более чем 5% акций / долей Стратегического общества влечет за собой лишение иностранного инвестора в судебном порядке права голоса на общем собрании акционеров (участников) Стратегического общества до момента надлежащего уведомления ФАС России о соответствующей сделке.

6. Иностранные инвесторы, владеющие более чем 5% акций / долей в Стратегических обществах, зарегистрированных на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, обязаны проинформировать ФАС России о таком владении в течение 90 дней со дня вступления закона в силу. Напомним, что Закон № 165 вступил в силу 30 июля 2017 г. В случае нарушения указанной обязанности, применяются последствия, указанные в п. 5 выше.

_______________________________________________________________

1 Приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».



печать email
Поделиться:
к списку >
Отправить сообщение
Ксения Соболева
Руководитель направления по PR и коммуникациям
+7 (495) 287-4444
Найти мероприятия
Тип выбрать
Специализация выбрать
Отрасль выбрать
Юрист выбрать
Период
© 2009-2017 Юридическая фирма Гольцблат БЛП ЛЛП входит в Группу Бервин Лейтон Пейзнер (БЛП) и является партнерством с ограниченной ответственностью, зарегистрированным в Англии и Уэльсе (Великобритания) (регистрационный номер ОС340589) по адресу: Эдилэйд Хаус, Лондон Бридж, Лондон ЕС4R 9HA, Великобритания Winner - International Law Firm of the Year legal500 top ranked
BLP

Все поля обязательны

CAPTCHA